Происхождение печатей и гербов.
Происхождение эмблем печатей и самих печатей следует искать в тех знаках, которые первобытный человек ставил на принадлежащий ему предметах. Читать...
Сфрагистика и геральдика.
Название сфрагистика происходит от слова «сфрагис» (греч.) – печать. Сфрагистикой называется вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением печатей. Читать...
Печати древнерусского государства.
В древнерусском государстве печатями имели право пользоваться только представители высший государственной и церковной власти: Великий князь Киевский, князья, сидевшие на самостоятельных столах и посадники, управлявшие от имени Киевского князя отдельными частями Киевского государства, а также митрополиты. Читать...
Княжеские печати.
Княжеские печати по своему типу делятся на печати XII – нач. XIV вв. и печати XIV-XV вв. Первый тип печатей характерен главным образом для печатей князей, приглашенных в Новгород. Читать...
Государственные печати Новгородской феодальной республики.
Государственные печати Новгородской феодальной республики датируются XIII – XV вв. На них помещались надписи: «Печать всего Новгорода», «Новгородская печать и посаднича», «Новгородская печать», «Печать Великого Новогорода». Читать...
Государственные печати Псковской феодальной республики.
Государственной печатью Псковской феодальной республики до 1425 г. являлась печать владычного наместника. На одной стороне печатей помещалось изображение Богоматери, а на другой – изображение креста. Читать...
Печати должностных лиц Новгородской феодальной республики.
В XIII веке князь на время своих отлучек из Новгорода оставлял вместо себя княжеского наместника. В XIV веке наместники «превращаются в олицетворение княжеской власти». Своих печатей княжеские наместники не имели. Документы, подлежащие их юрисдикции, они скрепляли княжеской печатью. Читать...
Печати и гербы русского централизованного государства.
С образованием Русского централизованного государства происходят значительные изменения в органах центрального и местного управления. Читать...
Государственная печать и герб.
В процессе образования централизованного государства сложились основные компоненты эмблем Русской государственной печати и герба. Читать...
Происхождение эмблем печатей и самих печатей следует искать в тех знаках, которые первобытный человек ставил на принадлежащий ему предметах. При первобытно-общинном строе каждый род обожествлял какое-нибудь животное, делал это животное своим тотемом. Изображение животного служило родовым знаком, отличающим данный род от других родов. В дальнейшем, с развитием человеческого общества, изображения животных на отдельных предметах заменяются изображениями орудий труда или элементами бытового характера, а затем и условными знаками. Родовой же знак постепенно вытесняется семейным знаком и личным, ставится на предметах, находящихся в частной собственности семьи или данного лица. Знаки собственности вырезали и на печатях.
От периода Древнерусского государства знаки собственности в больших количествах дошли до нашего времени. Они вырезаны и нацарапаны на различных предметах домашнего обихода, на денежных слитках.
Условные знаки употребляли и древнерусские князья. Родовые княжеские знаки Рюриковичей изображались на предметах ремесла, производившихся ремесленниками – холопами на княжеском дворе. Княжескими знаками был помечен живой и мертвый инвентарь княжеского хозяйства – кони, бортные угодья, границы земель. Княжеские знаки изображались на монетах и печатях. Об употреблении знаков Рюриковичей в качестве эмблем на печатях свидетельствуют древнейшие княжеские печати X – нач. XI вв.
Время появления печатей на Руси в настоящее время не может быть определено вследствие отсутствия источников. Вероятно русские князья употребляли печати с изображением знаков Рюриковичей еще до официального принятия христианства.
Печати использовались не только для скрепления письменных документов. При дипломатических и торговых сношениях с иностранными государствами они заменяли послам и торговым людям верительные грамоты. Об этом свидетельствует текст древнейшего договора Руси с греками, записанный в Начальной Летописи по 944 г. Наиболее часто изготавливались печати из камня, хотя в договоре говорится, что раньше русские послы и торговые люди, которые приезжали в Византию, имели при себе золотые и серебряные печати. Теперь, по-новому договору 944 г. послы были обязаны иметь при себе не печати, а грамоты.
Название сфрагистика происходит от слова «сфрагис» (греч.) – печать. Сфрагистикой называется вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением печатей. Сфрагистика изучает как матрицы печатей, т.е. рисунки печатей, вырезанные на металле, камне, кости, стекле, каучуке, так и оттиски на металле, воске, сургуче, бумаге.
Сфрагистика рассматривает печати как знаки удостоверения происхождения и подлинности документов, как один из видов исторических источников и как памятники истории искусства.
Печати представляют большой интерес в художественном отношении. Вырезанные талантливыми мастерами, они являются ценными памятниками истории искусства.
На печатях могут быть помещены различные надписи, эмблематические изображения и гербы.
Печати с изображением гербов называются гербовыми печатями. Изучение такого сфрагистического материала невозможно без знаний науки, занимающейся изучением гербов – геральдики. Сфрагистика использует для анализа гербовых печатей данные геральдики.
Название геральдики происходит от немецкого слова. Геральдом в Западной Европе называлось лицо, управляющее рыцарскими турнирами. Слово герб происходит от славянского, означающего наследство.
Гербами называются фигуры или символические изображения-эмблемы, присваиваемые отдельным лицам, фамилиям, родам, корпорациям (средневековым гильдиям, братствам), а также государствам и территориям-областям, городам. Характерной и обязательной особенностью герба является его постоянная принадлежность, преемственность и наследственность.
Надписи на печатях свидетельствуют о принадлежности печати. Они могут иметь вспомогательное значение или, при отсутствии какого-либо изображения, самостоятельное значение.
На печати может помещаться и эмблема, не имеющая гербового значения или являющаяся частью герба. Эмблемой является условие, символическое изображение какого-либо понятия. Например, голубь – эмблема мира.
Не менее важным моментом изучения печатей является привлечение всего комплекта печатей – матриц и оттисков, как дошедших до нашего времени при документах, так и обнаруженных при археологических раскопках.
Очень существенным моментом в анализе печатей и гербов является исследование символического значения эмблем. Символика эмблем – явление классовое, связанное с определенным временем, часто приобретающим в новых условиях иное значение. При истолковании символического значения эмблем необходимо учитывать и место их происхождения. Различные народы придавали тем или иным эмблемам различный символический смысл.
Печать является одним из внешних признаков рукописи и одним из аргументов при решении вопросов происхождения источника.
В древнерусском государстве печатями имели право пользоваться только представители высший государственной и церковной власти: Великий князь Киевский, князья, сидевшие на самостоятельных столах и посадники, управлявшие от имени Киевского князя отдельными частями Киевского государства, а также митрополиты.
Княжеские печати. Точно неизвестно, с какого времени русские князья начали использовать печати и удостоверять печатями свои грамоты. Очевидно, что еще до принятия христианства в языческое время печати бытовали на Руси. В XI в. Печать являлась одним из обязательных атрибутов княжеской власти.
На наиболее древнем типе княжеских печатей, называемом в сфрагистической литературе «печатями архаической традиции», сложившимся в Х в., до принятия христианства, помещались: изображения княжеской тамги – знака Рюриковичей, древнейшего гербового изображения и круговая надпись. Печати этого типа встречаются до конца третьей четверти XI в. Князья Святослав Игоревич (умер в 972 году), полоцкий князь Изяслав Владимирович (умер в 1001 году) имели печати с изображением знака Рюриковичей – двузубца и трезубца. Сыновья Ярослава Мудрого – Святослав и Изяслав имели печать с изображением человеческой фигуры в полный рост в княжеской шапке или императорском венце, т.е. изображением князя, владельца печати.
С середины XI в. до начала XII в. Включительно распространяется «греко-русский» тип княжеских печатей. Они подражали византийским печатям, это печати с греческими надписями, расположенными в строки. На одной стороне таких печатей изображался христианский святой, имя которого носил князь, владелец печати, т.е. патрональный святой. На другой стороне обычно помещалась благожелательная надпись на греческом языке «Господи, помоги рабу своему» (ее могло и не быть) и далее указывалось христианское имя владельца печати, а иногда и второе имя – языческое или, так называемое, «имя княжее». Печатями такого типа пользовались сыновья Ярослава Мудрого – князья Вячеслав и Всеволод, а также князь Владимир Мономах.
В начале XII в. появляется новый тип княжеских печатей, на одной стороне которых расположена благожелательная надпись на русском языке: «Господи, помози рабу своему», далее указывалось христианское имя князя. На другой стороне – святой, имя которого соответствовало названному в надписи. Такие печати были у князей Владимира Мономаха и его сына Мстислава Владимировича.
Печати должностных лиц. От периода Древнерусского государства до нашего времени дошли печати Тмутараканского посадника Ратибора. На печатях Ратибора изображены на одной стороне Климент – папа римский, в святительском облачении с благославляющей правой рукой и евангелием в левой и надпись: «О Климент», на другой стороне печати надпись: «От Ратибора». Имя Ратибор языческое. Возможно, посадник Ратибор имел христианское имя Климент, поэтому на печать и попало изображение папы римского. Надпись «От Ратибора» указывает, что документ с этой печатью содержит распоряжение, письмо или донесение Ратибора, т.е. Ратибор пользовался печатью для запечатывания своей корреспонденции.
Печати духовенства. Древнейшие печати киевских митрополитов XI начала XII вв. отражают зависимость главы русской церкви от Константинопольского патриархата. Эта зависимость выражалась в помещении на печатях личной патриаршей эмблемы и в именовании митрополита синкеллом, означавшем, что митрополит является членом Совета Цареградского патриархата. Известны печати с изображением святого, имя которого носил митрополит, т.е. личная эмблема митрополита. На печатях помещалась также греческая благопожелательная надпись, аналогичная надписям на княжеских печатях.
С конца XI в. Личные эмблемы на печатях митрополитов исчезают. Они заменяются общецерковным символом – изображением Богоматери, по которому сразу можно определить принадлежность печати. Первые печати с изображением Богоматери принадлежали Киевским митрополитам Николаю и Никифору (конец XI – нач. XII вв.). На печати митрополита Никифора на одной стороне помещено изображение Богоматери, а на другой – греческая надпись: «Пресвятая, воззри на меня, Никифора России». Складывается, таким образом, новый тип печати высшего духовенства с изображением Богоматери как эмблемы церкви.
Княжеские печати по своему типу делятся на печати XII – нач. XIV вв. и печати XIV - XV вв. Первый тип печатей характерен главным образом для печатей князей, приглашенных в Новгород. В XII в Новгород стал феодальной республикой, в которой власть князя (впоследствии наместника князя) была ограничена. В этих условиях княжеская печать перестала быть регалией княжеской власти. Она превратилась в средство контроля за княжеской деятельностью со стороны республиканских органов.
На княжеских печатях XII – нач. XIV вв. нет указания на имя и титул князя. Печати этого типа называются анонимными. На них изображался патрональный святой – князя владельца печати и его отца. В случае помещения одного патронального святого, на другой стороне печати помещалось изображение Иисуса Христа, креста, Богоматери, сокольника или княжеский знак Рюриковичей.
Наибольшее распространение в период феодальной раздробленности в XII – нач. XIV вв. приобретают печати с патрональными изображениями двух святых. Такие печати известны при документах. Были они найдены и во время раскопок в отрыве от документов. Примером печати такого типа является печать князя Александра Ярославовича Невского. На печатях на одной стороне изображен св. Александр в полный рост со щитом и мечом, на другой - св. Федор – также в полный рост с мечом или копьем. Таким образом, здесь изображен святой, имя которого носил отец Александра – Великий князь Ярослав Всеволодович.
Александру Невскому принадлежит и другой вариант этой печати. На одной ее стороне изображен всадник, около которого иногда указано имя – Александр, а на другой стороне – изображение св. Федора, поражающего копьем змия. В подавляющем большинстве на этих печатях всадник изображен с короной на голове. Можно считать, что в этом случае имеется в виду сам князь – Александр и на печати, следовательно, имеем изображение князя.
Печати с двумя патрональными изображениями принадлежали не только князьям, связанным с Новгородом. Такие же печати в XIII в имели смоленские князья.
На печати мог быть изображен один патрональный святой. На другой стороне таких печатей помещались разные эмблематические изображения, часто изображался Иисус Христос или крест. Такие печати встречаются в XIII в. при документах.
На печати с патрональным изображением святого на другой стороне иногда помещался сокольник, т.е. всадник на коне с птицей в поднятой руке. Печать с изображением патронального святого и сокольника принадлежала князю Андрею Александровичу, княжевшему в Новгороде в XIII в. На печатях с изображением патронального святого на другой стороне встречается изображение княжеского знака Рюриковичей. Определение принадлежности печати с патрональным святым по знакам Рюриковичей спорно, так как печати с однотипными княжескими знаками имеют на другой стороне изображение разных святых. Вероятно, среди этих печатей есть не только княжеские печати, но и печати, принадлежавшие полномочным представителям князей. Княжеский знак в данном случае указывает на то, какого князя представляло лицо, имеющее имя святого, изображенного на печати.
С XIV в. Тип княжеских печатей меняется. Изображение пока оставалось прежним. На печатях продолжают помещать патрональных святых. Но характерной особенностью этого типа печати является наличие надписи, которая указывает на принадлежность печати тому или иному князю. Надпись иногда занимает всю оборотную сторону печати. Она содержит титул и имя князя. Печать такого типа принадлежала Великому князю Московскому Ивану Даниловичу Калите. На печати, которой скреплена его духовная грамота, изображен Иисус Христос в рост с благословляющей правой рукой и евангелием в левой. По сторонам изображения расположены слова «Печать» и «Великого». На другой стороне печати помещено изображение святого Иоанна Предтечи с поднятой благословляющей рукой и свитком в левой и продолжение надписи «князя Ивана».
Приемники Калиты – великие князья Московские в течении почти всего XIV в. Имели тот же тип печати – на лицевой стороне изображался святой, имя которого носил князь, на обороте надпись, указывающая на принадлежность печати определенному князю. Такой печатью пользовались князья: Симеон Иванович Гордый, Иван Иванович и Дмитрий Иванович Донской. На печатях Дмитрия Ивановича Донского на лицевой стороне изображен святой мученик Дмитрий Солунский, на оборотной стороне надпись – «Печать князя Дмитрия Ивановича вся Руси» или «Печать князя Великого Дмитрия». Последним князем, который имел печать с патрональным изображением, был сын Дмитрия Донского, великий князь Московский Василий Дмитриевич (1398 – 1425).
Помимо обычного типа печати, Василий Дмитриевич имел и другую печать. На двух восковых печатях, привешенных к договорным грамотам князя Василия Дмитриевича с его дядей князем серпуховским и боровским Владимиром Андреевичем (1390 г. и 1401 -1402 гг.), имеется изображение светского всадника, замахнувшегося мечом.
На печатях сына Василия Дмитриевича – Великого князя Василия Васильевича Темного (1425 – 1462) – изображен скачущий всадник, вооруженный копьем. Такой печатью скреплено докончание – договорная грамота Великого князя Василия Васильевича с князем Галициным и звенигородским Юрием Дмитриевичем (1428 г). Таким образом, со времени князей Василия Дмитриевича и Василия Васильевича появляются княжеские печати с эмблематическим изображением всадника.
Государственные печати Новгородской феодальной республики датируются XIII – XV вв. На них помещались надписи: «Печать всего Новгорода», «Новгородская печать и посаднича», «Новгородская печать», «Печать Великого Новогорода». На другой стороне этих печатей обычно помещалось одно из пяти эмблематических изображений: Иисус Христос, воин, всадник, «зверь» («А се лют зверь»), птица («орел»). Часть государственных печатей Новгородской феодальной республики сохранилась с грамотами, часть найдена археологами при раскопках. Печати придавали документам силу государственного решения. Правом их пользования обладали посадник и тысяцкий. Поэтому документ иногда сопровождался двумя одинаковыми печатями. Печати не переходили от посадника к посаднику. При выборе нового посадника сменялась и печать. Наиболее ранним типом государственной печати Новгородской феодальной республики, относящейся к XIII в. Является печать, на одной стороне которой изображен Иисус Христос с благословляющей рукой, на другой – надпись: «Печать всего Новгорода». Эта печать подражала княжескому типу и подчеркивала усвоение новгородским государством суверенных прав.
К концу XIV в. Относится печать без эмблематических изображений, только с надписью. На одной стороне ее помещена надпись: «Новгородская печать», а на другой – продолжение надписи: «и посаднича».
От XV в. известно несколько типов печатей. К началу XV в. относится печать с надписью «Новгорочкая печать» и изображением Иисуса Христа, вторая печать с такой же надписью и изображением светского воина, третья печать имеет надпись: «Печать Новгорочкая» с одной стороны и изображением светского всадника, влево от зрителя с другой.
Помимо этих печатей в XV в. Употребляются печати с надписью: «Печать Великого Новгорода». На этих печатях часто встречается изображение зверя, который исследователями толковался как изображение тигра, пантеры, барса, грифона или как изображение какого-то мифического животного. В настоящее время доказано, что это изображение льва. Толкование это опирается на пояснения, которые даются на некоторых печатях с этим изображением: «А се лют зверь». Лютым зверем в новгородском говоре XV в. называли льва. Трудность толкования этой эмблемы состоит в том, что резчики матриц печати не придерживались каких-либо геральдических правил и каждых раз по-своему воплощали образ «зверя». К XV в. относится и печать с надписью «Печать Великого Новгорода» и изображением сидящей птицы с раскрытым клювом. На некоторых печатях над птицей дана поясняющая надпись: «Орел».
И, наконец, ко второй половине XV в. Относится печать, состоящая из одних надписей. На одной ее стороне написано «Печать Великого Новгорода», а на другой – «Печать Труфана Юрьевича». Труфан Юрьевич был тысяцким в Новгороде.
Государственной печатью Псковской феодальной республики до 1425 г. являлась печать владычного наместника. На одной стороне печатей помещалось изображение Богоматери, а на другой – изображение креста.
В середине XIV в. владычный наместник стал назначаться из псковичей. С этого времени на печати стала помещаться патрональная эмблема Пскова, главная псковская святыня – изображение ветхозаветной Троицы. Композиция Троицы состоит из трех сидящих за трапезой англов. С 1425 года до начала XVI века в Пскове существовали две государственных печати. Печати светского управления – князя и посадника и печати владычного наместника, хранившийся в «Ларе» (своеобразном архиве) Троицкого собора. Печати владычного наместника назывались «Троицкими». На них продолжали изображать композицию Троицы и надпись, указывающую на имя архиепископа.
На печатях светского управления Пскова изображались человеческая голова в короне и меч. На этих печатях изображался псковский князь XIII века – Довмонт. Довмонт был объявлен святым, и как святого покровителя города его изображение помещалось на печати в качестве городской эмблемы. Печати с изображением Довмонта, кроме того, имели надпись с указанием даты и текста летописного характера, которая помогает проверить время печати. Надписей известно две. Первая – на печати с датой 1425 год имеет текст: «В лето 6933 (круг) солнца 17, луны 17, индикта 3». На другой стороне помещена надпись: «Печать Псковская тогда и перси (т.е. Кремлевские стены) совершиша камены». Надпись указывает на укрепление города. Это указание совпадает с данными одной из Псковской летописей о строительстве укреплений в Пскове. Вторая надпись на печати с датой 1469 год имеет текст: «В лето 6977 доспеты быша клещи си». Клещи – «укрепление перед куртиною, к главном рве между фланками». (В. Даль). На печати зафиксирован факт укрепления города. Есть и другое объяснение этой надписи. Под термином «Клещи» имеется в виду матрица двусторонней печати. При этом смысле фразы печати 1469 года сводится к сообщению о годе изготовления матрицы печати.
Кроме указанных печатей известны две матрицы псковских печатей с изображением зверя, похожего на барса, и надписью: «Печать госодарьства Псковского». Изображение барса является древней псковской эмблемой, помещавшейся и на псковских монетах. Печати с барсом датировались XVI веком и были отобраны у Пскова великим князем Василием Ивановичем при покорении Пскова в 1510 г.
В XIII веке князь на время своих отлучек из Новгорода оставлял вместо себя княжеского наместника. В XIV веке наместники «превращаются в олицетворение княжеской власти». Своих печатей княжеские наместники не имели. Документы, подлежащие их юрисдикции, они скрепляли княжеской печатью. Например, очевидно, княжескому наместнику в Новгороде принадлежала печать Дмитрия Ивановича Донского с изображением человеческой головы в короне и надписью: «Все ся минет», приписываемой библейскому пророку – царю Давиду.
К княжескому управлению относятся также печати княжеских тиунов, осуществлявших в Новгороде княжеский суд. На печатях княжеских тиунов конца XIII – начала XIV вв. на одной стороне изображался патрональный святой, указывающий на князя, тиуном которого являлся владелец печати. На другой стороне помещалось имя тиуна.
В конце XIV – XV вв. характер печатей княжеских тиунов изменился. На печати стала помещаться лишь надпись, указывающая на имя и должность ее владельца. Известны также печати княжеских тиунов, на которых помимо надписей помещалось изображение человека, сидящего на троне, и «зверя» - льва. Особенностью печатей тиунов является отсутствие данных, указывающих, чьим тиуном был владелец печатей.
Государственные акты, исходившие от Новгорода Великого в период его самостоятельности, помимо государственной печати обычно скрепляли печати Новгородского архиепископа (владыки), посадника и тысяцкого. Печати Новгородского архиепископа имеют изображение Богоматери, на другой – подробную надпись, указывающую на принадлежность печати. Такие печати встречаются с середины XII века до конца XIV в.
С новгородским владычным управлением связана большая группа печатей, принадлежавших различным категориям архиепископских уполномоченных и должностных лиц. В числе их следует назвать владычных наместников в Новгороде, должность которых возникла в конце XIII века. Владычный манестник замещал архиепископа на время отъезда. В его ведении могли находиться вопросы имущественных отношений.
Печати владычных наместников в Новгороде не содержат надписи, указывающей на владельца печати, они анонимны.
На них на одной стороне изображена Богоматерь, на другой – шести или восьмиконечный крест, усложненный изображением орудий «страстей» и начальными буквами слов Лобное место (л.м.), губа (г.), трость (т.) и т.д. Анонимные печати владычных наместников встречаются до конца XV в.
С конца XIII в. в Новгороде целые области назначались в архиепископское управление. Первой такой областью становится в XIII в. Ладога, в начале XIV в. – Новоторжская земся. В первой четверти XV в. архиепископу подчинялось Заволочье (Двинская земля), а затем Обонежье. Для управления этими областями назначались владычные наместники. Владычные наместники, которые посылались на территории, находящиеся в управлении архиепископа имели на печатях с одной стороны надпись, указывающую на их принадлежность. Надпись содержала указание на титул владельца или его имя. На другой стороне изображался святой, имя которого носил архиепископ, чьим наместником являлся владелец печати, либо различной формы крест.
Владычные наместники скрепляли своими печатями сделки, связанные с поземельными отношениями.
Светское республиканское управление Новгородской феодальной республики включало посадников и тысяцких. Посадники являлись высшим государственным лицом в Новгороде. Они скрепляли своей печатью важнейшие государственные документы. Древнейшим типом посадничьих печатей являлись печати с изображением патрональных святых и имени посадника без указания на его титул. В качестве примера можно привести печать посадника Андрея Климовича (начало XIV в.). На одной стороне ее находится надпись «Андреева печать», на другой – изображение Андрея Стратилата. Посадники в XIV – начале XV вв. могли иметь печати, на которых помещалась одна надпись имени и отчества посадника без титула. Эти печати не имели каких-либо изображений. Например, на печати посадника Семена Климовича на одной стороне – надпись «Семенова печать», на другой – «Климовича».
Во второй четверти XIV в. появляются посадничьи печати с указанием на титул. Они встречаются до середины XV в. Печати такого типа могли иметь изображение светского воина, «зверя» - льва и птицы, или быть без какой-либо эмблемы. Примером является печать середины XV в. посадника Дмитрия Васильевича. На печати с одной стороны изображена птица и надпись «Печать Дмитрия Васильевича», на другой – воин в шлеме с мечом и щитом в руках, рядом звезда в круге и продолжение надписи «Посадника Новгороцкого».
Помощником новгородского посадника, предводителем городского ополчения являлся тысяцкий. Тысяцкий ведал также торговыми делами. Печати тысяцких относятся к периоду XIII – XV вв. включительно Все печати тясяцких делятся на три типа: печати с одними надписями, указывающими на имя и должность (иногда должность на них не указана); печати с надписью имени и должности, эмблематическими изображениями (одним или двумя), воина, всадника с копьем, птицы и «зверя» - льва; печати с надписью имени, должности и изображением патронального святого. На печатях тысяцких иногда изображение патронального святого сочеталось с эмблематическим изображением. Такая печать принадлежала тысяцкому Михаилу Андреевичу. На одной ее стороне изображена птица с распущенными крыльями и обращенной назад головой, вокруг надпись «Печать тысяцкого новгорочкого». На другой стороне изображен архангел Михаил и продолжение надписи – «Михаила Ондреевича», т.е. на печати изображен патрональный святой.
С образованием Русского централизованного государства происходят значительные изменения в органах центрального и местного управления. Увеличивается число центральных и местных учреждений, происходит расширение их функций, усложняется делопроизводство. Соответственно происходят изменения и печати.
В Русском центральном государстве существовали государственные печати, печати центральных и местных учреждений, печати городов и областей, печати должностных лиц.
Основная масса печатей сохранилась при документах. Металлические двусторонние вислые печати вышли из употребления. Они сменяются воскомастичными прикладными печатями.
В XVI – XVII вв. появляются государственные, территориальные и городские гербы.
В процессе образования централизованного государства сложились основные компоненты эмблем Русской государственной печати и герба.
На протяжении княжения Иван III (1462 – 1505 гг.) скреплял документы (докончания, жалованные грамоты, разъезжие грамоты и пр.) печатями – геммами с разнообразными изображениями: два вооруженных всадника едут навстречу друг другу, лев, пожирающий змия, и др. На некоторых печатях Иван III встречается и изображение светского вооруженного всадника, т.е. изображение, которое употреблялось на печати Василия Дмитриевича и Василия Васильевича в конце XIV – первой половине XV в. На печатях Ивана III , кроме всадника, изображается змий, которого всадник поражает копьем. Это изображение становится основным на русской государственной печати и превращается в герб.
При Иване III на московских великокняжеских печатях появляется еще одно изображение – двуглавый орел. Двуглавый орел является гербом Византийской империи. После падения Византии московские великие князья считали себя крупнейшими из восточных христианских государств, наследниками Византии. Кроме того, в 1472 г. состоялось бракосочетание Ивана III с племянницей последнего византийского императора Константина Палеолога – Зоей Фоминишной. В Москве ее стали называть Софьей. Как наследник Византии, Иван III присоединил к древней русской эмблеме всадника изображение византийского герба – двуглавого орла.
Итак, на печатях Ивана III конца XV в. и начала XVI в. на одной стороне помещалось изображение всадника, поражающего копьем змия, на другой изображение двуглавого орла. Из этих двух эмблематических изображений печати и сложился впоследствии государственный герб, т.к. со времени великого московского князя Василия Дмитриевича (1389 – 1425) эмблематическое изображение на московских государственных печатях приобретает наследственных характер и становится, следовательно, гербом, хотя официально эмблемы печати так еще не называли.
Обе эмблемы государственной печати и герба имели определенное символическое значение. Всадник, поражающих змия, человек на коне, или «ездец», символизировал русского воина, защищавшего родную землю от врагов. В образе всадника видели и князя, предводителя войска, поднявшегося на защиту страны, а в XVI – XVII вв. изображение царя, иногда наследника. Неслучайно всадника начали изображать на печатях со времени князя Василия Дмитриевича, сына и преемника Дмитрия Ивановича Донского, первого из русских князей, нанесшего поражение полчищам Золотой Орды на Куликовом поле. Змий, пораженный копьем всадника и попранный ногами его коня, символизировал «обобщающий образ врагов Русской земли». Это объяснение находится в полном соответствии с поэтическими образами русских былин о змии. Более поздняя трактовка эмблемы всадника на государственной печати и гербе – Георгий Победоносец, поражающий змия. В русских источниках XVI – XVII вв. такая трактовка не встречается. Это объяснение было выдвинуто впервые иностранцами, посетившими Русское государство в XVII в. В Западной Европе в период феодализма очень почитался Георгий Победоносец, которого считали покровителем рыцарства. Всадник на русской печати напоминал изображение Георгия Победоносца. Всадник с копьем изображался не только на печатях, но и на монетах достоинством в две деньги. Отсюда происходило и название монеты – копейная деньга или копейка. Иностранцы, видевшие русские печати и монеты, принимали всадника за Георгия Победоносца. Русское правительство официально признало такое объяснение эмблемы всадника только в XVIII в.
Вторая эмблема русской государственной печати – двуглавый орел – эмблема восточного происхождения. С конца XI в. она известна в Византии, где со временем превращается в знак императорского двора и герб. В XIII – XIV вв. эта эмблема широко распространяется в Западной Европе, а во второй половине XV в. утверждается в качестве герба Священной Римской империи. Поскольку эмблема употребляется на протяжении длительного времени и в разных странах, существует несколько объяснений символического значения этой эмблемы. Двуглавый орел – символ двуединой Римской империи с наличием двух частей – Восточной и Западной и двух императоров, символ одновременного правления двух императоров в Византии ( XIV в.), символ претензий на императорский трон, символ притязания на два государства, символ, олицетворяющий идею всемирной империи.
Изображение на русской государственной печати и гербе двуглавого орла подчеркивало родство Московского княжеского и царского дома с последними византийскими императорами, служило одним из выражений политической теории преемственности власти Московскими князьями из Рима и Византии, идеи Москвы – третьего Рима и подчеркивало равенство Русского государства с западными странами.
С течением времени к двум основным эмблемам русской государственной печати и герба прибавляются гербы областей, названия которых входили в титул царя, а также различные геральдические атрибуты, служившие украшением герба.
В Русском государстве XVI – XVII вв. существовали большая и малая государственные печати. Они отличались размерами, дополнительными эмблемами и надписью.
На большой государственной печати изображение всадника находилось в центре двуглавого орла. Вокруг орла помещались печати городов – столиц княжеств и царств, вошедших в состав Русского централизованного государства, по краям печати располагалась круговая надпись, включающая в себя полный царский титул. Первая большая государственная печать такого типа относится ко времени Ивана IV .
Малая государственная печать иногда называлась кормленой, так как ею «печатались» жалованные грамоты на кормление. На одной стороне малой печати был изображен всадник, поражающий змия, на другой – двуглавый орел. Надпись вокруг эмблем содержала имя Великого князя, а с середины XVI в. – царя и его краткий титул. В малом титуле чаще не перечислялись столицы княжеств и царств, вошедших в Русское государство: «всея Русии самодержавец и многих господарств госуд