Экслибрис — это название печати (книжный знак), на полях книг общественной, домашней или личной библиотеки.
Имеются различные типы экслибрисов - шрифтовые, в которых обозначены только имя и фамилия владельца, и художественные в виде рисунка.
Цены как и на обычные печати, но если экслибрис будет со сложной графикой, то он обойдется вам подороже.
Любопытно, что книги и другие носители информации чаще не воруют, а просто не возвращают. Их берут почитать или посмотреть, с ними долго работают и, в результате, особенно сильно полюбившиеся тихо оседает в чужих библиотеках. Есть категория людей, считающих такое поведение нормой. Именно для борьбы с ними и был придуман экслибрис — знак, указывающий — кто является истинным владельцем книги или др.
Появился "книжный сторож" в Германии почти одновременно с книгопечатанием. Он представлял собой печатный лист с именем владельца и каким-либо изображением. Прикреплялся такой экслибрис на внутренней стороне обложки. Со временем охранный знак превратился в изысканную графическую миниатюру благодаря стараниям таких великих мастеров, как Дюрер и Гольбейн, Буше и Хогарт, Фаворский и Нарбут.
В наше время экслибрис стал отдельным видом изобразительного искусства. И художники, создавая миниатюрные шедевры, все чаще забывают о его первоначальном назначении — четко обозначенном лет пятьсот назад на одном из первых экслибрисов в мире: "Это знак всех книг моих — у меня на страже: всяк, кто книгу с ним возьмет — попадется в краже".
Выполняя указанную служебную роль, экслибрисы могут составлять отдельную коллекцию как марки или этикетки. Первыми экслибрисами были гербы. В середине XVIII в. появились экслибрисы в виде вензельных знаков (монограмм), окруженные орнаментом. Экслибрисы той поры были немногочисленны и создавались только для знатных вельмож.
В XIX веке владельцами библиотек становится разночинная интеллигенция. До 1917 года в Российской империи было создано около 8000 экслибрисов. В 1963 году в бывшем СССР владельцами экслибрисов были уже около 30 000 человек и организаций.
Сегодня существует множество стилистических направлений в работе над экслибрисами. Мы рассматриваем в основном те из них, которые основаны на автографе владельца, его монограмме или гербе.
Само нанесение экслибриса может осуществляться печатью или распечатываться на цветном или черно-белом принтере на самоклеящуюся бумагу, а затем наклеиваться на охраняемый предмет.